Обзор исследований в области современной мифологии

Многие мыслители и философы исследовали мифы, еще начиная с античности. В средние века философы обращали внимание на социальную роль мифов. Итальянский философ Дж. Вико (1668-1744) первым предпринял попытку историко-социологической интерпретации мифа, и связал развитие общества с особенностями эволюции мифа. В XIX веке интерес к мифологии возрастает. На эту тему пишут Ф. Ницше, Ф. Шеллинг, Я. Гримм, Э. Тайлор, Г. Спенсер, А. Кун, М. Мюллер, Дж. Фрэзер и др. Изучается классическая мифология, делаются сравнительные анализы мифов, появляется их типология. Платье эльфа кстати есть на сайте chakiris.club.

Теория и специфика классической мифологии разрабатывается С.С. Аверинцевым, В. Вундтом, Э.Я. Голосовкером, А.Г. Гулыгой, Э. Кассирером, Л. Леви-Брюлем, К. Леви-Стросом, А.Ф. Лосевым, Б. Малиновским, Е.М. Мелетинским, В.Я. Проппом, Б.Ф. Поршневым, О.М. Фрейденбергом. Теория мифа разрабатывается в трудах этнографов, историков, философов, психологов, лингвистов (М. Элиаде, Ф.Б.Я. Кейпер, Р. Жирар). Значительный вклад в изучение мифологии внесли отечественные ученые А. Веселовский, В. Пропп, И.М. Дьяконов, М. Бахтин, В.В. Иванов, С.А. Токарев, В.Н. Торопов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский. С полным основанием сегодня можно утверждать, что мифология и миф в XX веке стали одними из центральных понятий социологии и теории культуры. В начале XX века мифология перешла из разряда свидетельств прошлого, как ее рассматривали традиционно, в разряд участниц происходящего. В настоящее время в научной литературе встречается большое число работ и теоретических исследований по проблемам мифа. Тем не менее, особенности мифологии как способа бытия современного общества исследуются лишь частично в связи со смежными исследованиями или с проблемами общего характера, многие исследователи допускают наличие мифологии как современного явления лишь в некоторых областях общественного сознания и общественных отношений и понятие мифа мыслится при этом как антитеза понятию реальности, действительности, истины. Но все-таки многие исследователи указывают на большое значение современной мифологии. Е.М. Мелетинский в своей работе «Миф и двадцатый век» обращает внимание на то, что миф — один из центральных феноменов в истории культуры. Он является способом соединения человеческой сущности и окружающей действительности. Является первичной моделью идеологии и именно из мифов зарождаются различные виды культуры — литература, искусство, и, в известной мере, даже наука и философия. Получая новые знания, мы можем развеять мифы прошлого, но не совсем, а только частично.

А периодически мы, наоборот, мифологизируем все больше. Это относится и к нашему времени. В первую очередь потому, что наука не может вытеснить мифологию. По словам Е. Мелетинского: «Прежде всего, потому, что наука не разрешает такие общие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение. Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное». Ведь познание вообще не является целью мифа. Цель мифа — поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка. Современный российский филолог С.Ю. Неклюдов в своей работе «Структура и функция мифа» пишет о том, что «мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума». Роль мифа, по его мнению, не столько объяснительная, сколько регулятивная. Миф является важнейшим механизмом организации хозяйственной, социальной и культурной жизни общества. Миф организует и регламентирует жизнь человека в обществе совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством.

Миф обуславливает систему ценностных ориентаций. Миф облегчает переживание стрессов, порождаемых различными критическими состояниями природы или общества. Миф не является просто наследием прошлого. Мифологические элементы присутствуют а религиях: буддизме, христианстве, исламе, иудаизме; присутствуют в идеологиях и массовой культуре. А.Л. Топорков в своем труде «Мифы и мифология ХХ века: традиции и современное восприятие» отмечает, что поскольку мы находимся именно внутри современной мифологии и сами являемся ее субъектами, нам трудно ее анализировать. Тем не менее, можно сделать несколько наблюдений. Современная мифология имеет свои особенности. В наше время очень много мифов, но продолжительность их «жизни» бывает краткосрочной. Они возникают, исчезают, часто конфликтуют друг с другом, трансформируются во что-то новое. Как правило, современные мифы не охватывают все общество, они существуют у отдельных групп населения. Это может быть какая-то территориальная группа, этническая, социальная и даже половозрастная. Современные мифы различны по своему происхождению: некоторые современные мифы возникают из традиционных, но большинство являются «инновациями». политический культурный социальный мифология